В январе 2002 года вступил в силу Федеральный закон «Об охране окружающей среды». В законе «Об охране окружающей среды» введен раздел «Основы формирования экологической культуры», где заложены нормы экологического образования, воспитания, просвещения и формирования экологической культуры в целом, без которых невозможно сохранение благоприятной окружающей среды.
В статье 71 Закона библиотеки названы в числе других учреждений, входящих в систему всеобщего экологического образования, создаваемой в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды, а также распространения экологических знаний.
В статье 74 Закона указывается, что в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляют наряду с государственными органами, средствами массовой информации и иными организациями, также библиотеки.
.
Экологическое просвещение – это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.
Библиотека имеет хорошую ресурсную базу, которая позволяет успешно реализовывать задачи по экологическому просвещению.
Целью всех мероприятий, проводимых в нашей библиотеке является разъяснение современной экологической ситуации в мире, привлечение внимание местного сообщества к экологическим проблемам, побуждение к действиям в области охраны всего, что живет и растет вокруг нас, а также знакомство с литературой о природе.
Располагая информационным потенциалом, библиотеки стремятся привлечь внимание читателей к литературе, раскрывающей различные аспекты экологических проблем: оформляют актуальные книжные выставки, помогающие воспитывать бережное отношение в окружающей среде, проводят информационные беседы и другие экологические мероприятия.
Выставки учат, информируют, призывают, привлекают внимание к актуальной проблеме нашего времени, заставляют задуматься над экологической опасностью. В библиотеке с этой целью и к Году экологии оформлена книжная выставка «Природа –наш общий дом» с разделами: «Экология – глобальная проблема», «Мир природы на страницах книг», «Охрана окружающей среды – долг каждого».
При проведении каждого мероприятия библиотекари стремятся добиться того, чтобы каждый участник осознал себя частицей Земли, заставляют размышлять над экологическими проблемами, пробуждают неравнодушное отношение к каждой бабочке и стрекозе, к каждому зверю и птице, и в конечном итоге – к самому себе.
Отношение человека к природе давно стало вопросом нравственности. Каждый из нас несет ответственность за ее сохранение перед потомками.
Работа библиотек по формированию экологической культуры разнообразна и позволяет пользователям понять злободневность экологических проблем.
Мероприятия по экологическому просвещению населения в отделе обслуживания читателей Центральной библиотеки
В связи с тем, что грядущий 2017 год объявлен в России Годом особо
охраняемых территорий, библиотеки продолжат знакомить своих читателей с природными памятниками и заповедниками района, республики и России в целом.
Использование новых технологий позволяет сделать интересной подачу информации, соединить книгу с мультимедиа-материалами, делая их интересными для пользователей, работать творчески, используя и нетрадиционные формы мероприятий: литературно-экологический круиз, медиа-обзор, релакс-беседа, пресс-досье, экологическое лото и др.
№ | Наименование и форма мероприятия | Срок проведения | Место проведения | Организаторы и исполнители |
1. | Постоянно действующая книжная выставка «Природа – наш общий дом»
состоит из четырех разделов: — «Экология – глобальная проблема современности» — «Охрана окружающей среды – долг каждого» — «В помощь экологическому образованию и просвещению» — «Мир природы на страницах книг»
|
В течение года | Чит. зал | Чит. зал, Цурова З. |
2. | Выставка «Голубое украшение земли» (к Всемирному дню воды — 22 марта) с разделами:
— «Проблемы мирового океана» — «Жители подводных глубин» — «Голубые глаза родной земли» (реки, озера, родники России).
|
март | Чит. зал | Чит. зал, Цицкиева З. |
3. | Книжно-иллюстративная выставка «Природа в зеркале искусства», которая содержит несколько разделов: «Душой поэта» (творчество Ф. Тютчева, С. Есенина, А. Фета, А.Пушкина, Е. Евтушенко и др.), «Языком живописи» (творчество И. Левитана, И.Шишкина, А. Саврасова, И. Грабаря, В. Поленова, А. Герасимова), «Звуками музыки» (творчество П. Чайковского, С. Прокофьева, М. Чюрлѐниса, Л. Бетховена) / к Международному дню охраны окружающей среды | Июнь 05.06 | Чит. зал | Чит. зал, Черкиева Х. |
4. | Выставка «Природа – колыбель человека» / 18 апреля — Международный День охраны памятников и исторических мест (с 1984 г.)
|
апрель | Чит. зал | Чит. зал, Цурова З. |
5. | Выставка «Природа в музыке и живописи»/ 5 октября — День образования Международного союза охраны природы (с 1990 г. — Всемирный союз охраны природы)
|
октябрь | Чит. зал | Абонемент, Албакова Л. |
6. | Выставка «Экология и мы»/ 15 декабря — День образования организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) в 1972 г.
|
декабрь | Чит. зал | Зав. отд. Мухлоева Р. |
7. | Фотовыставка «Тропинками родного края»/ 14 октября — День работников государственных природных заповедников (с 1999 г.)
|
октябрь | Чит. зал | Чит. зал, Черкиева Х. |
8. | Видео-экскурсия «ЛЕС – наше богатство»/ 17 сентября — День работников леса, Рос. День леса (с 1980 г.) (третье воскресенье сентября)
|
сентябрь | Чит. зал | Чит. зал, Цурова З. |
9. | Дискуссия «Открой мир здоровья» (рассмотрение тем: факторы эконарушения здоровья, экологозависимые заболевания, демографическая ситуация)/ 7 апреля — Всемирный день охраны здоровья (день принятия Устава ВОЗ) с 1948 г.
|
апрель | Чит. зал | Зав. отд. Мухлоева Р. |
10. | Экологическая трибуна «Как защитить себя в условиях «плохой» экологии» (с обсуждением вопросов: среда обитания и здоровье человека, экологические проблемы выживания) / 15 апреля — День экологических знаний (в рамках экологических дней)
|
апрель | Чит. зал | Чит. зал, Цицкиева З. |
11. | Урок доброты «В ладах с природой, в мире с людьми»
28 апреля — День борьбы за права человека от химической опасности (День химической безопасности) с 1997 г.
|
апрель | Чит. зал | Абонемент, Албакова Л. |
12. | Виртуальная экскурсия «Путешествие на планету Земля»
— «Разноцветные горы Китая — ландшафт Дэнксия»; — «Розовая река в Австралии»; — «Необычные явления природы»/ 22 апреля — Всемирный день Земли (международная экологическая акция) с 1990 г. в России
|
апрель | Чит. зал | Зав. отд. Мухлоева Р. |
13. | Литературно-музыкальный вечер: «Как прекрасен этот мир» / 14 октября — День работников государственных природных заповедников (с 1999 г.)
|
октябрь | парк | Зав. отд. Мухлоева Р. |
14. | Вечер: «Реки, речки и моря на земле живут не зря»/ 22 марта – Всемирный День Воды, или Всемирный день водных ресурсов (с 1993 г.)
|
март | Чит. зал | Чит. зал, Цурова З. |
15. | Акция «Зеленый день» /познавательно-практическое мероприятие:
-беседа библиотекаря о значении зеленого цвета в жизни человека; -живое участие старшеклассников в посадке цветов в парке, возле библиотеки./18-22 апреля — Марш Парков (Дни заповедников и национальных парков) с 1995 г.
|
апрель | парк | Центральная библиотека, СШ №1, 5 г. Сунжа |
16. | Фотослайды «Горные каскады Ингушетии»/ 11 декабря — Международный день гор (с 2003 г.)
|
декабрь | Чит. зал | Чит. зал, Черкиева Х. |
В целях привлечения интереса читателей мы стараемся использовать инновационные методы в работе. В течение года будем применять Библиотрансформеры – комплексную форму рекомендательного пособия, которая дает неограниченный простор для деятельности. Это максимально полная фактографическая и библиографическая информация об объекте библиографирования, на основе которой можно подготовить другие библиографические пособия. Он состоит из следующих модулей:
книжная закладка «Эко-интернет: полезные сайты для детей и их родителей»,
информационная листовка «Юридическая ответственность за экологические правонарушения»,
информационно-библиографический словарик «Экология района: проблемы и пути решения»,
мультимедийный урок-презентация «Электронная экологическая библиотека»,
биобиблиографический указатель «Экология в современной литературе и публицистике»,
видеовикторина и видеоурок «Я с книгой открываю мир природы».
Библиотрансформер – живая и удобная форма рекомендательной библиографии.