140 лет назад родился русский и советский писатель Алексей Николаевич Толстой
Известный юным читателям как автор «Приключений Буратино», а взрослым как автор «Петра Первого» и «Хождений по мукам». Он оказался третьим Толстым в русской литературе, и это накладывало определённые обязательства. Нужно было быть как минимум не хуже Алексея Константиновича и Льва Николаевича.
О нём говорили, что он жил в Советской России, не замечая тех, кто нуждался в сострадании. Алексей Николаевич Толстой выбрал служение не «маленькому» человеку, а государству. Он открывал завесу прошлого своей страны в «мастерски сработанной исторической прозе» и заглядывал в будущее посредством своих фантастических романов. При этом сам Толстой жил настоящим, в котором он был графом, принявшим Советскую власть, за что его наделили ироничным титулом «красный граф». В глубине души ненавидевший большевиков, именно в советскую эпоху он стал «вельможей от литературы», преданным слугой режима. Его заслуги перед родиной были отмечены тремя Сталинскими премиями. В определённых кругах был популярен анекдот, в котором домработница отвечала посетителю: «Его сиятельство граф Алексей Толстой отбыли на заседание Верховного Совета СССР».
Алексей Николаевич принадлежал к знаменитому роду Толстых, который восходил к XIV веку и пестрел самыми что ни на есть незаурядными представителями. Одним из наиболее интересных предков писателя был деятель Петровской эпохи, дипломат и сенатор Пётр Андреевич Толстой. Именно он в 1717 году вывез из Италии мятежного царевича Алексея, обманными посулами уговорив его вернуться на родину. После смерти царя Петра Екатерина I пожаловала Толстому титул графа. Но когда на престол взошёл сын царевича Алексея, Пётр II, Петра Андреевича сослали в Соловецкий монастырь, где в 1729 году он и отдал богу душу.
С рождением Алексея связана любопытная и весьма драматическая история. Николай Александрович Толстой, отец писателя, имел титул графа, был очень известным и влиятельным человеком в Поволжье. Мать, Александра Леонтьевна, занималась сочинительством и носила в девичестве литературную фамилию — Тургенева. Одним словом, мальчик просто обязан был связать свою жизнь с писательством. Однако проблема заключалась в том, что довольно длительный период Алёша не знал, кто его биологический отец и какова его настоящая фамилия.
В замечательной повести писателя «Детство Никиты» главный герой живёт на степном хуторе. Его отец — немного смешной бедный помещик, который постоянно борется с нуждой. Таким человеком был отчим Толстого, Алексей Аполлонович Бостром, которого он долгое время считал своим отцом и до 16 лет носит его фамилию. Получилось так, что мать Алексея ушла от мужа, будучи в положении. История по тем временам довольно редкая, но так уж случилось.
Детство Алёши, как и его героя Никиты, прошло на хуторе. В школу он не ходил, под руководством приглашённого учителя обучался дома до 14 лет. Маленький Толстой всем сердцем любил русскую природу, свои родные места и литературу. Мать смогла привить Алексею любовь к чтению. Пыталась она увлечь его и писательством, учила всматриваться в окружающий мир и видеть его красоту, а на любые явления смотреть с разных сторон. В 10 лет по совету матери он даже написал свой первый рассказ. Когда Алексею исполнилось 14, их маленькая, но дружная семья переехала в Самару. В губернском городе юноша поступил в реальное училище.
Когда перед 17-летним Алексеем встал вопрос получения документов, то вдруг выяснилось, что он не Бостром, а Толстой. Несколько лет Александра Леонтьевна добивалась, чтобы Николай Александрович признал сына. Но тот был непреклонен. Он никак не мог простить жене её поступка. Графом Толстым Алексей Николаевич стал только в 1901 году после скоропостижной смерти отца в Ницце от инфлюэнции.
В 1899 году Толстой вместе с Александрой Леонтьевной совершил путешествие по Волге до Симбирска, а потом долго жил в имении сестры матери Марии Тургеневой. Лето, проведенное в имении тетушки, произвело на Алексея Толстого особенное впечатление. Он впервые жил в настоящей помещичьей усадьбе. Именно эта поездка заложила основу для его будущего цикла «Заволжье». В имении он написал несколько стихотворений. Тоска, сквозившая в них, вполне соответствовала его настроению. Однако вскоре с грустью было покончено ‒ Толстой влюбился. Семнадцатилетний Алексей увидел 19-летнюю дочь самарского врача Юлию Рожанскую на репетиции любительского спектакля ‒ и сам стал одним из активнейших участников драматического кружка. В то же лето он написал для нее водевиль «Путешествие на Северный полюс» и стихи. Лето 1900 года он снова провел в Марии Леонтьевны, гостил у ее соседей.
Лето 1901 года они провели вместе на даче Рожанских в селе Хволынь Саратовской губернии. После окончания реального училища Толстой уговорил Юлию поехать вместе с ним в Петербург. К тому моменту Алексей получил документы, подтверждающие его фамилию и графский титул. Также его ожидало наследство ‒ около 30 тысяч рублей. Это было почти богатство, особенно если учесть, что Александра Леонтьевна и Алексей Аполлонович жили очень скромно и даже вынуждены были продать Сосновку.
В Петербурге, мечтая сделать карьеру инженера, Толстой поступил в Технологический институт. Однако довольно быстро он понял, что это не его дело. Зато учёба на отделении механики не прошла даром. Когда Алексей Николаевич стал писать свои научно-фантастические произведения, полученные знания ему очень пригодились.
По его совету в этом же году Юлия поступила в Петербургский женский медицинский институт. А 3 июня 1902 года в Тургенево состоялось венчание. Уже в январе 1903 года у пары родился сын Юрий, который был отправлен на попечение в Самару, к её родителям. Увы, Юра умер в младенчестве (1908 г.). А Юлия стала прототипом Гали — героини повести «Жизнь».
В 1905 году Толстой проходил практику на Невьянском металлургическом заводе, а когда он вернулся, Петербург был охвачен революционными событиями. В Петербурге он пробыл недолго, та как ничто его там не удерживало: с Юлией отношения разладились, институт закрыли. В январе 1906 года Алексей уехал в Дрезден, где поступил в Королевскую Саксонскую высшую техническую школу на механическое отделение. Позднее он вспоминал: «Там снова начал писать стихи, – это были и революционные… и лирические опыты. Летом 1906 года, вернувшись в Самару, я показал их моей матери. Она с грустью сказала, что все это очень серо. Тетради этой не сохранилось». Александра Леонтьевна, больше всего в жизни желавшая увидеть сына писателем, умерла в 1906 году с уверенностью, что это никогда не случится.
В 1906 году в Дрездене Алексей познакомился с начинающей художницей Софьей Исаковной Дымшиц из семьи коммерсанта иудейского вероисповедания. Она была непохожа ни на одну из знакомых ему женщин ‒ искренняя, пылкая, независимая, рано вышла замуж, но ушла от мужа и жила одна. Толстой влюбился, Софья отвечала ему взаимностью, но родители девушки были против их отношений (Алексей был женат). Толстой вернулся в Петербург, и взялся за учебу ‒ ему предстояло сдавать экзамены.
В 1907 году Алексей Толстой опубликовал свой первый сборник стихов «Лирика». Издание первой книги – всегда большая радость для литератора. Однако через несколько лет Алексей Николаевич пересмотрел отношение к своим первым произведениям. Стихи были откровенно слабыми, критики не замедлили упрекнуть молодого поэта в подражательстве, в творчестве Толстого чувствовалось влияние Надсона и Некрасова. Ему вскоре стало понятно, что не поэзия является главным его уделом, а проза. «…Я уже нащупал какую-то канву, какую-то тропинку, по которой я мог отправить в путь свои творческие силы. Но пока еще это была дорожка не моя, чужая», ‒ писал он позднее.
У книги было посвящение, обращенное к Софье Дымшиц: «Тебе, моя жемчужина». Они снова встретились в Петербурге. Она была серьезно увлечена живописью, собиралась учиться в художественной школе, и тут влюбленный Толстой обнаружил в себе талант художника. Он едва не бросил занятия литературой, чтобы быть рядом с любимой. В школу живописи они поступили вместе.
С июля 1907 года Толстой и Дымшиц стали жить вместе. Оба они не были разведены, но в те годы расторжение брака должно было утверждаться Священным синодом, и бракоразводный процесс мог затянуться на долгие годы. Влюбленные поселились на даче в финском местечке Лутахенде. Там Толстой много и напряженно работал, писал сказки в духе русского народного творчества. Их соседом был Корней Чуковский.
Осенью Толстой и Дымшиц вернулись в Петербург и начали обучение в школе живописи. Спустя годы Софья Исааковна вспоминала: «Придя в школу со своими этюдами и рисунками, мы попали к Баксту, который очень несправедливо отнесся к работам Алексея Николаевича, талантливым и своеобразным. «Из вас, ‒ сказал Бакст Толстому, ‒ кроме ремесленника, ничего не получится. Художником вы не будете. Занимайтесь лучше литературой…» Алексея Николаевича этот «приговор» несколько разочаровал, но он с ним почему-то сразу согласился. Думаю, что это не была капитуляция перед авторитетом Бакста, а, скорее, иное: решение целиком уйти в литературную работу».
Студента Технологического института отправляют на практику. В течение полутора месяцев он живет на Урале, в старинном городе Невьянске. Алексей провел время с пользой – собирает легенды, исторические факты о крае, изучает его достопримечательности, к которым относится и Невьянская наклонная башня. В 1908 году Толстой опубликовал в журнале «Нива» свой первый рассказ «Старая башня», целиком основанный на материале невьянских легенд и преданий о наклонной демидовской башне.
1907 год стал для Толстого переломным, он бросил учебу, стал заниматься литературным трудом. В начале 1908 года Толстой и Дымшиц уехали в Париж. Софье Исааковне советовали совершить эту поездку ее наставники в живописи. «Мы же смотрели на эту поездку, прежде всего, как на своего рода свадебное путешествие», ‒ вспоминала Дымшиц. Именно там, в столице Франции, в это время собрался весь цвет русской поэзии Серебряного века. Там Алексей Николаевич познакомился с Николаем Гумилевым, Константином Бальмонтом, Максимилианом Волошиным, Валерием Брюсовым, Андреем Белым, Ильей Эренбургом и другими русскими литераторами.
Еще во времена своего студенчества Толстой хорошо понимает, что у каждого писателя должен быть свой, индивидуальный язык, который нельзя спутать ни с каким другим. Под влиянием Алексея Ремизова он берется за выработку собственного языка. Материалом для этого служат старинные сказки, фольклор, труды протопопа Аввакума, судебные акты XVII века. Серьезная работа над языком имела результат – вскоре выходит новый прозаический сборник под названием «Сорочьи сказки», и книга поэтических произведений – «За синими реками». Это были последние стихотворения Алексея Толстого, больше поэзия его не привлекает.
Публикация «Сорочьих сказок» принесла Толстому первую популярность. Иван Бунин писал о них: «Ряд коротеньких и очень ловко сделанных «в русском стиле», бывшем тогда в моде, пустяков… они были написаны не только ловко, но и с какой-то свободой, непринужденностью, которой всегда отличались все писания Толстого…» Первые успехи в литературе настроили Алексея Николаевича оптимистически.
Любой писатель нуждается в «своей» теме, такой темой для начинающего прозаика стал мир уходящего дворянства, представленный «нелепыми и красочными чудаками». Поэтому как писатель Алексей Толстой состоялся в 1910 году, когда его основной темой стали родные места и люди, которые его окружали. «Это были рассказы моей матери, моих родственников об уходящем и ушедшем мире разоряющегося дворянства. Мир чудаков, красочных и нелепых… эти чудаки предстали передо мной во всем великолепии типов уходящей крепостной эпохи. Это была художественная находка», ‒ вспоминал он позднее. Так были написаны рассказ «Смерть Налымовых», повесть «Неделя в Тургеневе», вошедшие в книгу под названием «Заволжье». Успех книги у читателей был несомненным. Толстой после публикации «Заволжья» сразу стал известен. Критики отнеслись к труду Толстого благожелательно, понравился сборник и Максиму Горькому.
Но автор не был доволен своей прозой, ему казалось, что он выглядит перед читающей публикой «неучем и дилетантом». Толстой принялся за изучение народного русского языка по его собственному признанию: «По сказкам, песням, по записям «Слова и дела», то есть судебным актам XVII века, по сочинениям Аввакума. Я начал слушать его в жизни. Я начал понимать, в чем секрет языка». В этих древних записях Толстой находил настоящие алмазы русской речи.
В том же 1910 году Толстой получил развод и собирался жениться на Софье Дымшиц, которая приняла православие, чтобы вступить с ним в законный брак. Однако эти планы не осуществились ‒ муж Софьи Исааковны отказал ей в разводе. Нужно было подумать о судьбе ребенка, которого она носила. В мае 1911 года Софья уехала в Париж, а через два месяца к ней присоединился Толстой. Он писал своему отчиму: «Соня уехала в Париж родить; сделали мы это для того, чтобы ребенок был моим законно, его по законам Франции запишут моим сыном». В 1911 году у них родилась дочь, которую окрестили в русской церкви в Париже, дав ей имя Марианна.
В первые годы писательства Толстой работал невероятно много ‒ писал рассказы, сказки, стихи, повести. Многие из них публиковалось. Даже близко знавшие Толстого люди удивлялись его работоспособности. В 1911 году из-под его пера выходит роман под названием «Две жизни», в 1912 году — роман «Хромой барин». Затем была повесть «За стилем», сборник рассказов, пьесы, которые пользуются большим успехом в московском Малом театре. Материальные дела Толстого пошли на поправку.
Писатель успевает не только творить, но и посещает вечеринки, выставки, не пропускает ни одной театральной премьеры, а также быть участником всевозможных литературных скандалов. Так, например, ему «посчастливилось» быть секундантом на самой громкой дуэли, состоявшейся в 1909 году между Н. Гумилёвым и М. Волошиным. Алексей Николаевич выступал на стороне последнего, и его задача сводилась к тому, чтобы на как можно большее расстояние своими широкими шагами развести дуэлянтов.
Когда началась Первая мировая война, Толстой был освобожден от военной службы, так как у него был поврежден лучевой нерв. Но это событие резко изменило образ жизни молодого писателя. Он принял решение стать военным корреспондентом московской газеты «Русские ведомости», известной своими либеральными взглядами, и совершить несколько поездок на фронт. Он писал очерки военных действий, а вскоре стал постоянным автором этой газеты, публикуя там многочисленные рассказы. Впечатления, полученные Толстым на войне, отразились в его произведениях «На горе», «Буря», «Прекрасная дама».
В тот год наметился перелом и в личной жизни писателя. «В начале 1914 года в наших отношениях с Алексеем Николаевичем начала образовываться трещина, — вспоминала Софья Дымшиц-Толстая. — Мои профессиональные интересы все больше уводили меня в среду художников, появились в наших отношениях с Алексеем Николаевичем признаки охлаждения».
Посещая школу живописи, Толстой всегда обращал внимание на соседку Софьи по мольберту. Наталья Крандиевская была незаурядной женщиной ‒ красивой, умной и талантливой. Она писала и публиковала стихи, увлекалась живописью. Первая мимолетная встреча Толстого и Крандиевской состоялась гораздо раньше — послушав стихи Толстого на одном из литературных вечеров в 1906 году, Крандиевская вынесла неумолимый приговор: «С такой фамилией можно и лучше». Снова он встретился с Крандиевской в 1914 году. Наталье Васильевне было 26 лет, она была замужем за успешным адвокатом и воспитывала четырехлетнего сына. Толстой подарил ей книгу «За синими реками», которую подписал стихами:
«Не робость, нет, но произнесть
Иное не покорны губы,
Когда такая нежность есть,
Что слово ‒ только символ грубый».
В августе 1914 года он выехал на фронт, Крандиевская работала сестрой милосердия в лазарете. В 1916 году выходят две комедии Толстого «Касатка» и «Нечистая сила». Весной 1917 года Алексей и Наталья обвенчались. К тому времени у них уже родился сын Никита. Алексей Николаевич был счастлив. Будущее представлялось ему в радужных тонах, и даже февральская революция не только не омрачала его существования, но вызывала энтузиазм.
В феврале 1917 года историк, этнограф, литературовед Владимир Каллаш (1866–1918) познакомил писателя с архивами тайной канцелярии. Личность Петра I увлекла Толстого, и в том же 1917 году писатель представил на суд читателя рассказ «День Петра». Продолжена петровская тема была в 1929 году пьесой «На дыбе» и публикацией в «Новом мире» первой книги романа «Пётр Первый», над которым писатель работал вплоть до своей смерти.
Отношение Толстого к двум революциям было диаметрально противоположным. Февральскую он принял, Октябрьскую — нет. По свидетельству Ильи Эренбурга Толстой был мрачен и растерян: «Толстой мрачно попыхивал трубкой и говорил мне: «Пакость! Ничего нельзя понять. Все спятили с ума…». В те дни в дневнике Толстого появились драматические записи:
«За время всех этих событий отошли, растаяли все прежние интересы, желания, цели. Осталось только одно: Наташа и сын. Богатство, слава, роскошь жизни ‒ все это стало ничтожным, ненужным, не важным. Теперь бы жить в тихом городке на берегу моря, тихо, строго и чисто… Чувство тоски смертельной, гибели России, в развалинах Москвы, сдавлено горло, ломит виски… Лица хамов, сразу заполонивших Москву, потрясающе скотски и мерзки… Этот день венец всего! Разгромили людоеды Москву! Нет никаких известий, и город полон чудовищных слухов…».
Весной в Москве начался продовольственный кризис. Толстому предлагали поехать в литературное турне по Украине (Харьков, Киев, Одесса). Он согласился, так как в тех местах еще не было так голодно, и можно было взять семью и использовать поездку как летний отдых. Толстые покинули Москву в июле 1918 года. В Одессе они задержались, но их мечта жить «на берегу моря, тихо, строго и чисто» не осуществилась. Осень и, особенно, зима были очень неспокойными, власть переходила из рук в руки, иногда бои шли прямо на улицах города. Но даже в это тревожное время Толстой не прекращал работу. Он написал повесть «Граф Калиостро» и комедию «Любовь ‒ книга золотая».
Толстые приняли решение покинуть Россию. Свой поспешный отъезд в Константинополь Алексей Николаевич позднее в своем письме И. Бунину описывал так:
«Час был тяжёлый. Но тогда точно ветер подхватил нас, и опомнились мы скоро, уже на пароходе. Что было перетерплено — не рассказать. Спали мы с детьми в сыром трюме рядом с тифозными, и по нас ползали вши. Два месяца сидели на собачьем острове в Мраморном море. Место было красивое, но денег не было. Три недели ехали мы (потом) в каюте, которая каждый день затоплялась водой из солдатской портомойни, но зато все искупилось пребыванием здесь (во Франции)».
В первый же день в углу трюма корабля следующего в Константинополь Толстой устроил себе импровизированный кабинет. Столом служил перевернутый ящик из под консервов, на другом ящике сидел сам Алексей Николаевич. Даже в таких невыносимых условиях он продолжал работать.
В Константинополе Толстым удалось получить французскую визу. В Париже жилось нелегко. Толстой работал увлеченно и много, но опубликовать написанное не удавалось. Наталья Васильевна взяла заботы по содержанию семьи на себя. Она обучилась кройке и шитью и стала шить модные платья. Ее заработок был спасением для семьи ‒ бедствовать они перестали. В Париже Алексей Толстой написал роман «Сестры» ‒ первую книгу трилогии «Хождение по мукам», посвященный судьбам людей в катастрофическую эпоху. Позднее он говорил: «Катя ‒ это всё Наталья Васильевна». Она действительно была такой ‒ красивой, женственной, беззаветно любящей и стойко переносящей все невзгоды.
В 1921 году Толстые перебрались в Берлин, где находилось большое количество русских издательств. Но Берлин начала 1920-х гг. был интересным городом ‒ там печатались не только эмигрантские, но и просоветские издания. В мае 1922 года в Берлине стала выходить ежедневная газета «Накануне», преемница еженедельника «Смена вех», знаменитого сборника, расколовшего русскую эмиграцию на две части. Основной идеей, которую поддерживала газета, было возвращение эмигрантов в советскую Россию. Толстой был приглашен заведовать литературным приложением. Реакция писательской эмиграции была мгновенной и суровой ‒ Толстого исключили из Парижского союза русских литераторов и журналистов. Впоследствии впечатления от эмиграции отразились в сатирических повестях Толстого «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924 г.), «Эмигранты» (1930 г.) и рассказе «Чёрная пятница» (1924 г.).
В период эмиграции Толстым были также созданы автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1922 г.) и фантастический роман «Аэлита» (1923 г.). В Берлине у Толстых родился второй сын Дмитрий (1923 г.). И там же вышел последний сборник стихов Натальи Крандиевской. Потом она много лет ничего не писала, целиком посвятив себя творческим замыслам мужа и интересам семьи.
Но писатель все мучительнее ощущал свою зависимость от чужбины, о чём сетовал в открытом письме Н. Чайковскому: «Не знаю, чувствуете ли вы с такой пронзительной остротой, что такое родина, своё солнце над крышей?». В этом же письме Алексей Толстой писал: «В эпоху великой борьбы белых и красных я был на стороне белых. Я ненавидел большевиков физически. Я считал их разорителями русского государства, причиной всех бед». Однако жизнь вдали от родины была для него невыносима: «Жизнь в эмиграции была самым тяжёлым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины, невесомым, бесплодным, не нужным никому ни при каких обстоятельствах».
Писатель стал замечать, что за временами смуты «совершается грандиозное — Россия снова становится грозной и сильной». Мысли о возвращении все чаще посещали его. И он опять решил «изменить всё». Алексей Толстой опубликовал открытое письмо, где «признавал реальность существования в России правительства, называемого большевистским, принимал точку зрения, что никакого другого правительства ни в России, ни вне России — нет». Это письмо стало окончательным разрывом с эмигрантской средой. Летом 1923 года Толстые вернулись в страну Советов. Эмигранты не могут простить «красному графу» такого предательства, вслед ему летят проклятия.
Ступив на родную землю, Алексей Николаевич, как вспоминал К. Чуковский, «сразу же впрягся в работу, не давая себе никакой передышки». Он по прежнему много писал (повесть «Похождения Невзорова, или Ибикус», рассказ «Гадюка», пьесы «Заговор императрицы» и «Азеф», дописал начатый еще в Берлине научно-фантастический роман «Аэлита»), все написанное им издавали, он получал солидные гонорары. Толстого увлек жанр фантастики, и он взялся за написание еще одного научно-фантастического романа. В 1927 году вышел в свет «Гиперболоид инженера Гарина». Оба романа стали классикой советской научной фантастики.
Советское правительство радостно встретило беглого писателя. Его сразу же возвели в ранг личного друга Иосифа Сталина, Толстой стал завсегдатаем кремлевских приемов. Он был по-настоящему обласкан, стал членом Академии наук (1939 г.), депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва (с 1937 г.). Писателю сделали роскошный подарок – поместье в Барвихе, прикрепили автомобиль с личным шофером. Писатель не пылал любовью к новому строю, он просто принял его как историческую неизбежность.
В 1927-1928 гг. писатель работал над второй книгой трилогии «Хождение по мукам» ‒ «Восемнадцатый год». Позднее он писал: «Первый том «Хождения по мукам» начат под сильным моральным давлением. Я жил тогда в Париже (19-й год) и этой работой хотел оправдать свое бездействие… В романе «Восемнадцатый год» руководил инстинкт художника, ‒ оформить, привести в порядок, оживотворить огромное, еще дымящееся прошлое». Толстой был окрылен успехом «Восемнадцатого года», собирался писать продолжение ‒ уже готово было название «Девятнадцатый год», но отложил осуществление своих планов.
Его увлекла история. Еще в 1917 году он написал рассказ «День Петра», где царь был изображен безжалостным деспотом, полноправным властителем забитой и униженной Руси, при этом остававшимся в трагическом одиночестве. В романе «Петр Первый», начатом Толстым в феврале 1929 года, все было по иному: Россия при царствовании Петра расправляла крылья и заставляла считаться с собой остальной мир. Первая книга, оконченная в 1930 году, описывала события до 1698 года, начала масштабных реформ Петра. Вторая, опубликованная в 1934 году, охватывала период до начала строительства Петербурга. Россия в изображении Толстого менялась, в ней под сильным и жестким руководством Петра шли серьезные преобразования и вместе с этим «рос» и сам Петр. Толстой работал с подлинными фактами, но неистощимая фантазия и подлинное знание русского языка делали роман красочным и увлекательным.
Над двухтомным романом Толстой трудился целых 16 лет. Работал он и над 3 частью, но завершить её так и не успел. Этот неоконченный роман, возможно, самый известный образец этого жанра в советской литературе, содержит апологию сильной и жестокой реформаторской власти.
Два тома, вышедшие из-под пера Алексея Николаевича, получили не только государственное признание (Сталинская премия 1941 г.), но и радушно были встречены коллегами по литературному цеху не только в стране, но и в эмиграции. «Я в восхищенье от толстовского «Петра» и с нетерпеньем жду его продолженья», — писал Б. Пастернак. «»Пётр» — первый в нашей литературе настоящий исторический роман, книга — надолго», — резюмировал М. Горький. После прочтения «Петра I» сам Иван Бунин, никогда не любивший «красного графа», отправил в редакцию «Известий» открытку с текстом «Алёшка, хоть ты и сволочь, мать твою… но талантливый писатель, продолжай в том же духе».
В мае 1928 года Толстой с семьей переехал из Ленинграда в Детское Село. Бывший сосед по квартире художник Белкин писал: «Он с семьей поселился в Детском Селе (быв. Царское) и живет, как вельможа, судя по слухам». Слухи подтверждали люди, близко знавшие Толстого и бывавшие у него в доме. Его дом в Детском Селе был открыт и хлебосолен. Толстой любил устраивать праздники и для взрослых, и для детей. Даже в конце 1920-х годов, когда новогодняя елка оказалась под запертом, Толстые не прятали свою елку, она стояла нарядно украшенная на виду у всех в детской.
Говорят, что «красный граф» не просто любил поесть, а был настоящим гурманом. Почти все житейские и творческие проблемы Толстой предпочитал решать именно за столом. Об обедах в поместье Толстых ходили легенды. Гости признавались после, что даже до революции им не доводилось видеть таких пиршеств и такого богатства. Порой это вызывало раздражение. Например, Анна Ахматова писала об Алексее Николаевиче: «Приехал Толстой. Рассказывал, как питался во время писательской поездки по Волге. Ежедневно — икра, копчёная рыба, чудесные сливки, фрукты и какие-то особенные огурцы… А ведь в стране голод».
Чем популярнее, состоятельнее, пресыщеннее становился Толстой, тем все меньше чувств он испытывал в своей, некогда обожаемой Наташе. После 20 лет совместной жизни между ними наметилось охлаждение. Приехав летом 1935 года из Европы мрачным, он бросил, что у него нет больше личной жизни. Есть только работа. И Наташа поняла, что он получил отказ от Надежды Пешковой, племянницы Максима Горького, которой он добивался. Она собрала детей и уехала в Ленинград Как выяснилось, навсегда. Она надеялась, что все еще образуется, даже приготовила ему кабинет в их новой квартире.
В августе 1935 года в дом Толстого в качестве секретаря пришла Людмила Ильинична Крестинская-Баршева (1906 — 1982). Вскоре у них начался роман. Толстой оставил семью, в октябре 1935 года они поженились и были вместе до смерти писателя.
Даже став самым крупным советским писателем Толстой продолжал упорно работать. Причем творческая одарённость Толстого проявлялась во всех его произведениях. Закончив трилогию «Хождение по мукам», литератор решил заняться книгой для детей. В 1936 году из-под его пера выходит занятная история «Золотой ключик, или Приключения Буратино». На самом деле писатель использовал для своей сказки произведение Карло Коллоди о деревянном человечке Пиноккио. Но это был не плагиат, а глубокая переработка исходного материала. Толстой посвятил книгу своей будущей четвёртой и последней жене Людмиле Крестинской.
Но большинству читателей Алексей Николаевич запомнился в качестве писателя пролетарского. В августе 1933 года в составе группы писателей Толстой посетил открытый Беломорско-Балтийский канал и стал одним из авторов памятной книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (1934 г.). Повесть «Хлеб» (1937 г.), посвящённая обороне Царицына в годы гражданской войны в увлекательной художественной форме рассказывает то видение гражданской войны в России, которое бытовало в кругу И. В. Сталина и его соратников и послужило основой для создания сталинского культа личности. По одной из версий, «Хлебом» писатель как бы реабилитировал себя за «Восемнадцатый год», где он «просмотрел» выдающуюся роль Сталина в Гражданской войне.
Художник Юрий Анненков, встретившийся с ним в 1937 году в Париже, вспоминал слова, сказанные ему Алексеем Николаевичем:
«Я циник, мне на все наплевать! Я ‒ простой смертный, который хочет жить, хорошо жить, и все тут. Моё литературное творчество? Мне и на него наплевать! Нужно писать пропагандные пьесы? Черт с ним, я и их напишу! Но только это не так легко, как можно подумать. Нужно склеивать столько различных нюансов! Я написал моего «Азефа», и он провалился в дыру. Я написал «Петра Первого», и он тоже попал в ту же западню. Пока я писал его, видишь ли, «отец народов» пересмотрел историю России. Петр Великий стал без моего ведома «пролетарским царем» и прототипом нашего Иосифа! Я переписал заново, в согласии с открытиями партии, а теперь я готовлю третью и, надеюсь, последнюю вариацию этой вещи, так как вторая вариация тоже не удовлетворила нашего Иосифа. Я уже вижу передо мной всех Иванов Грозных и прочих Распутиных реабилитированными, ставшими марксистами и прославленными. Мне наплевать! Эта гимнастика меня даже забавляет! Приходится, действительно, быть акробатом. Мишка Шолохов, Сашка Фадеев, Илья Эренбург ‒ все они акробаты. Но они ‒ не графы. А я ‒ граф, черт подери! И наша знать (чтоб ей лопнуть!) сумела дать слишком мало акробатов!».
В 1936-1938 гг., после смерти М. Горького, на временной основе возглавлял Союз писателей СССР. В качестве члена Союза писателей в 1936 году Алексей Толстой принял участие в травле писателя Леонида Добычина — которая, возможно, привела к самоубийству последнего. В то же время одним из благороднейших порывов Алексея Толстого было письмо Сталину, в котором он выступал в защиту Бунина. В мае 1941 года Толстой получил письмо, в котором Бунин просил помощи в выплате причитающихся ему гонораров за переизданные книги. Алексей Николаевич отреагировал: «Дорогой Иосиф Виссарионович, обращаюсь к Вам с важным вопросом, волнующим многих советских писателей, ‒ мог бы я ответить Бунину на его открытку, подав ему надежду на то, что возможно его возвращение на родину? Если такую надежду подать ему будет нельзя, то не могло бы Советское правительство через наше посольство оказать ему материальную помощь. Книги Бунина не раз переиздавались Гослитиздатом». Бунин не просил о возвращении, но Алексей Толстой искренне хотел помочь и торопил события.
Весной 1941 года Толстой был награжден сталинской премией 1 степени за роман «Петр Первый», а летом завершил работу над заключительной частью трилогии «Хождение по мукам» — «Хмурое утро». В трилогии «Хождение по мукам» (1922-1941) он смог представить большевизм как явление, имеющее национальную и народную почву, а революцию 1917 года — как высшую правду, постигаемую русской интеллигенцией. За нее он удостоился второй Сталинской премии (1943 г.), которую передал в Фонд обороны на строительство танка «Грозный».
Осенью 1941 года Толстой эвакуировался в Ташкент, который сразу же окрестил «Стамбулом для бедных». В годы войны Алексей Толстой написал около 60-ти публицистических материалов (очерков, статей, обращений, зарисовок о героях, военных операциях), начиная с первых дней войны (27 июня 1941 года — «Что мы защищаем») и до самой своей смерти, в конце зимы 1945 года. Статьи Толстого пользовались невероятной популярностью в годы войны. В этот период писатель публикует рассказ «Русский характер», драму «Иван Грозный».
В 1944 году стало известно, что Толстой тяжело болен ‒ врачи обнаружили у него злокачественную опухоль легкого. Смертельно больной Толстой продолжал работать над третьей частью романа «Петр Первый». И даже тогда, когда тяжелая болезнь поразила его, Толстой оставался верен себе. За несколько недель до своей кончины он отпраздновал день рождения ‒ весело и с размахом. 10 января 1945 г. на дне рождения у Толстого горлом пошла кровь: стало очевидно, что писателю остались считанные дни.
Алексей Николаевич скончался 23 февраля 1945 года, на 63-м году жизни, от рака лёгкого. 24 февраля тело было кремировано. Прощание состоялось 26 февраля в Малом зале Дома Союзов, затем урна с прахом была захоронена на Новодевичьем кладбище.
Незамедлительно — 28 февраля — последовало постановление Совета Народных комиссаров СССР «Об увековечении памяти писателя Алексея Николаевича Толстого». В рамках данного постановления улицу Спиридоновка переименовали в ул. А. Толстого, а неподалёку от церкви, где венчался А.С. Пушкин, писателю был установлен памятник, огромными тиражами изданы его сочинения. Вскоре в Сызрани появился театр драмы им. Алексея Толстого, в Самаре — улица и музей писателя.
Увековечили память Алексея Николаевича Толстого и его внучки Наталия и Татьяна. В 2001 году была учреждена Всероссийская премия имени А. Н. Толстого, которая присуждается один раз в два года авторам прозаических, публицистических произведений за творческий вклад в развитие российской литературы.
#ЦБССунженскогорайона